Наезд на яму: как оформить, с кем судиться

C первыми тёплыми деньками с дорог уходит наледь, местами унося с собой асфальт. И если вы потерпели сокрушительное поражение в игре «объедь яму» эта заметка для вас.

Если произошёл наезд на выбоину, необходимо незамедлительно остановиться, выставить знак аварийной остановки и оценить масштаб трагедии. Чаще всего визуально фиксируются задиры и вмятины на дисках, шишки, разрывы и пробои резины, реже просматриваются деформации подвески или кузова.

Для любителей посутяжничать по любому поводу совет — из-за вмятины на ржавом штампованном диске или шишке на резине, которая помнит Путина премьер-министром, всю эту кашу заваривать не стоит — сопутствующие расходы велики, а результат непредсказуем. Чтобы обратиться в суд (другого не дано, в досудебном порядке через претензию такие вопросы не решаются) нужно сделать свою экспертизу, найти представителя (тематического юриста, не обязательно адвоката), пройти судебную экспертизу. Даже в случае успешного судебного решения финансовые потери наверняка будут (стоимость услуг представителя по таким делам в нашем регионе 15-25 т.р., суд взыщет 10-15 т.р. (исходя из принципа разумности, ага), часть заявленной суммы ущерба отпадёт по результатам судебной экспертизы), а в итоге денег из казначейства можно ждать месяцами.

Как только принято решение идти до конца, необходимо вызвать ГИБДД, сфотографировать сначала автомобиль со всех ракурсов (желательно чтоб в кадр попадала и яма), саму яму и свою ласточку с читаемым госномером на заднем плане. Детали вроде следов торможения, куски асфальта вокруг ямы или отлетевший колпак от двигавшегося впереди автомобиля приветствуются.

Когда экипаж ДПС приедет на место ДТП, начнутся оформление документов и замеры. Причём измерения ямы инспектор будет проводить рулеткой, обязательно стоит указать в акте, что она поверена по ГОСТ. Инспектор оформляет схему ДТП, составляет акт недостатков УДС, водитель в это время пишет объяснения. Скорость движения должна быть допустимой (если двигались в городе быстрее 60 км/ч — сами виноваты априори), а яма должна обладать фактором внезапности (была залита водой, находилась за поворотом, движущийся впереди автомобиль наехал и я за ним следом и т.д.).

Из документов при обращении в суд понадобится: квитанция об оплате госпошлины, чек об оплате услуг эвакуатора (если был), чеки с шиномонтажки и сход-развального стенда (если обошлось балансировкой и С-Р), чеки на диски или резину (если не обошлось), любые материальные расходы должны быть подтверждены. В случае серьезного ущерба правильней всего будет произвести осмотр автомобиля на СТО в присутствии независимого эксперта, с обязательным уведомлением заинтересованных сторон, и приложить к иску заключение эксперта, а к заключению — дефектовку или результаты диагностики.

Вообще можно всю эту информацию в голове не держать, обратившись сразу к юристу, он сам и эксперта найдет, и уведомления направит, и на осмотре поучаствует, и пальцем покажет куда смотреть. Знакомые эксперты и сами могут юриста порекомендовать, обычно тандемы наработаны. Ежели решили воевать своими силами, то главное правило — меньше самодеятельности, и «все ходы записывать».

По общим правилам нашей судебной системы, в случае причинения вреда в ДТП потерпевшему для возмещения необходимо доказать вину причинителя вреда и размер причиненного вреда. На помощь автолюбителям приходит ГОСТ Р 50597-93, регулирующий предельный размер выбоин: предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см. Таким образом, при превышении указанных размеров, орган, ответственный за содержание дороги должен начать нервничать. Но, как в анекдоте, есть нюанс.

Все водители при движении должны руководствоваться ПДД РФ, в т.ч. п.10.1 о движении со скоростью, позволяющей контролировать дорожную обстановку.

И первое, о чем заявляют dorojniki — водитель имел возможность объехать препятствие, неправильно выбрал скоростной режим и сам виноват, что объехать не смог. Ответ на вопрос «мог или ине мог» подвластен эксперту-автотехнику.

Второе, о чем не забывают упомянуть дорожники — автомобиль мог девять раз наехать в разные ямы, а оформить только десятый наезд — следует отделить нынешние повреждения от предшествующих. Этим занимается эксперт-трасолог.

И, напоследок, дорожникам всегда кажется что ваш эксперт некомпетентен, вы «спелись» и завышаете стоимость ущерба, и необходимо этот ущерб пересчитать. Это работа для эксперта-автотовароведа.

Когда вопросы сформулированы, суд выбирает экспертное учреждение. Предложенные сторонами ЭУ обычно в расчет не берутся, все на усмотрение суда. К сожалению, в связи с жёсткими сроками судопроизводства, основными критериями являются «недорого и быстро», компетентность эксперта часто уходит на второй план.

Как только окончено судебно заседание, на котором была назначена экспертиза, дальнейшее влияние на исход своего дела у водителя минимальное — суд ставит экспертам вопросы таким образом, чтобы было ясно: кто виноват, что повреждено, сколько взыскать. Судебная экспертиза хоть и не является для суда обязательной, но «царицей доказательств» называется неспроста.

Добавить комментарий